Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

При всей очевидной внешней несхожести этих двух подвижников, этих двух величественных фигур и самобыт­ ных характеров, ими был явлен удивительный союз еди­ номышленников, верных соработников в великом деле просвещения Земель Северных, оглашения племени ло­ парского. И, несомненно, правдивы воспоминания Феодо- рита об этой встрече, записанные Курбским: «Вселяется (Феодорит. - Авт.) в тех лесных пустынях непроходимыхх. По нескольких месяцах встречает там одного старца, пус­ тынника - помнится, Митрофан было имя ему - пришед­ шего в эту пустыню пред ним, где-то лет за пять. И пребы­ вают вкупе в прегорчайшей пустыне той Богом хранимы»2. «Пребывают вкупе». «Вкупе» - в переводе с церковнос­ лавянского означает не только «вместе», но и «заодно». Феодорит, с юных лет «разжегшийся желанием пустын­ ного жительства», готовящий себя к просвещению «глу­ боких варваров, лопарей диких», явился тем носителем Божественного гласа, который открыл Митрофану его новое предназначение, промысел Господа о его новом по­ прище. Отныне не только личное спасение через покая­ ние и плач о своих грехах, но и сердечное сокрушение о грехах ближних, пребывающих во тьме языческого нечес­ тия, и милосердная забота о просвещении сущих во « мра­ ке тяжкого идолобесия» - удел отшельника Митрофана. 1 Нас не должно смущать упоминание А. Курбского о «непроходи­ мых лесах» на Кольском Севере в XVI веке, поскольку действитель­ но в то время здесь воистину находилось царство дикой природы, с мощным, высоким лесом. «Березы достигают громадной величи­ ны и очень красивы, много кустарников, особенно смородины чер­ ной и красной» (Шеффер И. Лаппония. 1674 г. / / Живая Арктика. Апатиты, 1999. № 3-4. С. 38). 2 Курбский. С. 332. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz