Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
автор Жития, следуя им же созданному образу святого юноши-просветителя, вынужден как бы извиняться в том, что, по «описанию самовидцев», святой подвижник вовсе не сразу приступает к проповеди и оглашению лопарей, и поэтому дела торгового обмена (« беседы о куплях ») ста рается представить этакой хитрой уловкой Митрофана. И, подгоняя свой идеальный образ юного святого подвиж ника под такую неподходящую, мирскую информацию о нем, пишет: «Преподобный Трифон еще прежде иночества чистым сердцем, истинный инок духом умыслил, близ той реки Печенги обретающимся ту лопарям начать, якобы, творить беседы о куплях». Но автор быстро преодолевает эту досадную, мирскую деталь и уж больше не сдерживает себя и в полную силу цитирует Житие Стефана Пермского 1. «Начал любезно ска зывать о слепоте, о дьявольском омрачении, о Истинном в Троице славивом Боге, и о создании мира, о потопе, о рассея нии языков, и о Аврааме и Моисеевом законе, пророках, псал мах...» и так целая страница Священной Истории и Цер ковных догматов. Видимо, автор не учел того, что просве титель зырян святитель Стефан еще в юности долго учился в Ростове в богословской школе и столь же долго готовил ся к проповеди среди язычников, изучая их язык. Трифон же, по его собственному признанию, «невеж да... и малокнижен», и, кроме того, непонятно, на каком языке он столь активно приступил к просвещению ло парского народа. 1«Автор, по всей вероятности, вдохновлялся Епифаньевым Житием Стефана Пермского» (Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. Т. 2. С. 858). 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz