Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

автор Жития, следуя им же созданному образу святого юноши-просветителя, вынужден как бы извиняться в том, что, по «описанию самовидцев», святой подвижник вовсе не сразу приступает к проповеди и оглашению лопарей, и поэтому дела торгового обмена (« беседы о куплях ») ста­ рается представить этакой хитрой уловкой Митрофана. И, подгоняя свой идеальный образ юного святого подвиж­ ника под такую неподходящую, мирскую информацию о нем, пишет: «Преподобный Трифон еще прежде иночества чистым сердцем, истинный инок духом умыслил, близ той реки Печенги обретающимся ту лопарям начать, якобы, творить беседы о куплях». Но автор быстро преодолевает эту досадную, мирскую деталь и уж больше не сдерживает себя и в полную силу цитирует Житие Стефана Пермского 1. «Начал любезно ска­ зывать о слепоте, о дьявольском омрачении, о Истинном в Троице славивом Боге, и о создании мира, о потопе, о рассея­ нии языков, и о Аврааме и Моисеевом законе, пророках, псал­ мах...» и так целая страница Священной Истории и Цер­ ковных догматов. Видимо, автор не учел того, что просве­ титель зырян святитель Стефан еще в юности долго учился в Ростове в богословской школе и столь же долго готовил­ ся к проповеди среди язычников, изучая их язык. Трифон же, по его собственному признанию, «невеж­ да... и малокнижен», и, кроме того, непонятно, на каком языке он столь активно приступил к просвещению ло­ парского народа. 1«Автор, по всей вероятности, вдохновлялся Епифаньевым Житием Стефана Пермского» (Голубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997. Т. 2. С. 858). 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz