Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Такая характеристика лопарских верований весьма по верхностна и верна лишь в одном - « почитаху бесов». Глав ный же культ лопарей - поклонение камням - сейдам - не упомянут, равно как и особо уважительное, почтительное отношение к медведю также не отмечено. Есть подозрение, что довольно бессмысленная фраза: «яко звери дикие, почитающие бесов» была искажена при переписке, а изначально звучала: « яко зверей диких почита ющие бесов». Как известно из многих научных трудов, опи сывающих лопарское колдовское искусство, так называе мые «духи-помощники» являлись лопарю по его зову в виде птиц, рыб или оленей. «Эти духи, жившие в стране усоп ших, принимали обыкновенно вид животных » 1. Хотя, может, автор и не утруждал себя вниканием в особенности лопарских колдовских приемов, а просто открыл знаменитый соловецкий рукописный сборник «Сад спасения» и переписал почти дословно: «...быша сии родове лопари яко зверие дикие»2. ПЕРВЫЕ ШАГИ Житие реально описывает первые контакты Митро фана с лопарями. Задумаемся, о чем может одинокий при шелец пытаться заговорить с чужими ему людьми, насе ляющими этот край. Видимо, о каких-то элементарных вещах, взаимных интересах, об обмене чего-либо на что- либо. Есть предание, что первое время своего пустынно жительства Преподобный занимался рыболовством3. Но 1Харузин. С. 162. 2Сад спасения. Рукопись Соловецкого монастыря / / Книжное собра ние Мурманского областного краеведческого музея. № 308. С. 91. 3Харузин. С. 38. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz