Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

с силами тьмы, с «духами злобы поднебесными». В евро­ пейских странах к тому времени сложилось устойчивое представление о Лапландии не иначе, как о «стране ужа­ сов и злого чародейства»'. Что не удивительно, если даже такие неустрашимые воины, как викинги, называли ло­ парей - «языческие чудовища»2. Лопарей-нойдов для демонстрации колдовских при­ емов привозили и к царю Василию III, и к Иоанну Гроз­ ному. Шведский король Магнус направлял в Русскую Лап­ ландию своих эмиссаров, дабы изучить «возможности применения лопарского искусства боевой магии» в пред­ стоящей войне с русскими. Житие Трифона довольно образно описывает духов- но-нравственное устройство жителей Лапландии, « наро­ да лопарского». «Живущие в нечестии и в самом поганском идолобесии, яко звери дикие, почитающие бесов, кланяющи­ еся делу рук человеческих и боготворящие гадов и ночных нетопырей (летучих мышей. - Авт.) и иных ползающих животных, и едящие все нечистое и скверное». Действительно, во времена Трифона в верованиях ло­ парей имело место особое отношение к змеям. Считалось, что они имеют свою единую «цивилизацию», собирают­ ся на «суды», выносят приговоры, в том числе и людям. Однако об особом поклонении змеям и летучим мышам таковых сообщений у исследователей не находим3. 1 Мурманская область: География и история освоения. Мурманск, 1996. С. 98. 2Фон Фиркс И. Суда викингов. JL, 1982. С. 5. 3 См.: Харузин Н. Н. Русские л оп а р и // Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1890. С. 206. (В дальнейшем ссылки на это издание будут обозначаться: Харузин. - Ред.) 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz