Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
вых и что все они вымерли, изведенные страшными суще ствами: «...шаршитами - людьми с железными ногами и железными зубами. И это страшное их видение может быть смертоносно». Подробности эти оставили в предсмертных записях последние поселенцы, а также об этом свидетель ствуют надписи на многочисленных могильных крестах '. Сам же Трифон об этих тяжелых столкновениях с си лой нечистой в своем рассказе Симону ван Салингену не упоминает, учитывая его маловерие. Трифон сообщает ему лишь сухие факты о том, что для своего уединения «он в одном месте, вверх от Монкенфорта (Monkenfort - Форт Монахов) построил небольшую келью, взял с собой иконы, перед которыми молился Богу, прожил там значительное время, вовсе не видя людей, не ел ничего, кроме рыбы, ко торую сам ловил, кореньев и ягод, которые собирал в лесу»2. «НАРОД ЛОПАРСКИЙ» О том, каков был этот «.народ лопарский», красноречи во высказываются современники Трифона: «Не один на род на земле не занимается столько волшебством и чаро действом, как лопари»3. Тяжек труд проповедника слова Божьего на земле Се верной, коренное население которой пребывает во мра ке тяжкого язычества, повседневно и буднично общаясь 1Молчанов К. Описание Архангельской губернии, ея городов и дос топримечательностей со многими древними историческими извес тиями и знамениями. СПб., 1813. С. 217. 2Филиппов А. М. Голландец Салинген в России в XVI веке / / Литера турный вестник. СПб., 1902. Т. IV. Кн. 6. С. 302. 3 Середонин С. М. Сочинения Джильса Флетчера как исторический источник. СПб., 1891. С. 140. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz