Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

свою окончательную победу над Митрофаном, видеть эти очистительные слезы и молитвы кающегося грешника, предчувствовать, что зреет грозный воин Христов, стойкий боец с древней нечистью этих мест. Поэтому так нападает враг на Митрофана в устрашающих видениях бесовских. «В пустыни бесчисленно принял от бесов и от всяких пустын­ ных страхований... препятствия». В житиях соловецких подвижников более подробно описываются виды и образы действий сил бесовских в этих «пустынных страхованиях». Они являются подвижнику в первые год-два в виде разбойников, черных диаволов, вои­ нов в доспехах, женщин в прекрасных одеяниях или в жут­ ком образе иных слуг князя тьмы. Сначала угрожают и пу­ гают подвижника, требуя покинуть им принадлежащие земли. «Почто пришел еси в наше жилище, что тебе до пустыни сей? Отыди от пределов наших, не можеши здесь жити и вытерпеть ополчений наших» \ В дальнейшем воз­ можны и тяжкие побои, и мучения, даже до полусмерти. При таких последствиях неизменно являлась помощь от Господа в виде благолепных старцев (обычно почивших подвижников этих мест) либо светозарных юношей, кото­ рые исцеляли и ободряли претерпевшего. Но были и факты, когда обычные поселенцы пытались освоить Крайний Север без молитвы и помощи Божьей, что кончалось трагически от столкновения с миром бесовским. Историк К. Молчанов в 1813 году писал, что, по свиде­ тельствам старожилов мезенцев, на Новой Земле в старые времена существовала колония новгородцев рода Строгано­ 1 Петренко Н. А. Соловецкий патерик и Повести о соловецких пус­ тынножителях / / Книжные центры Древней Руси. Соловецкий мо­ настырь. СПб., 2001. С. 504. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz