Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Митрофан скитается по диким, безлюдным пустыням Крайнего Севера, осуждая себя на тяжкие испытания, изну­ ряя и терзая свое грешное тело голодом, холодом, зноем, мошкарой, ежедневной угрозой смерти от дикого зверя и всем прочим, чем так богата суровая северная земля. «Ок­ рест выше писаныя реки Печеньги, бездомно и бескровно, по лесам и по горам и в пропастях земных скитался, странствуя ». Автор в дальнейшем весьма бережно относится к тек­ сту Жития « ссшовидцев » и поэтому честно пишет об этом периоде душевных мук Митрофана, о том тяжком для него делании, о сердечном плаче и горьком покаянии.« Не­ престанно во слезах и молитвах и в сокрушении сердца по­ метал себя в землю перед Богом», пишет автор, что еще раз убеждает нас - не благочестивым проповедником и просветителем лопарей явился в эти неприветливые, мрачные земли Митрофан - будущий Трифон, не о про­ светительских же трудах страдала и плакала душа его эти годы. Тяжкие грехи и слезное покаяние - вот что «поме­ тает» его - могучего воина и атамана на «землю перед Богом» в сокрушении сердца. Так что доподлинно знали « самовидцы » правдивую историю жизни своего любимого отца и учителя, препо­ добного Трифона, и « книжицы » свои писали не лукаво. Но, может, где еще в Житии есть указания, пусть кос­ венные, на горькую, но подлинную историю жизни Три­ фона? Действительно, есть, и не единожды. Это, напри­ мер, подлинные слова Трифона, сказанные им перед смер­ тью и записанные очевидцами. Вот оно, его трогательное предсмертное поучение: «Не скорбите, братия моя, Иисус Христос и Бог мой меня единого во всех приключившихся злых моих не оставил, кольми паче во имя Его святое вас собран­ ных не имать оставити». 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz