Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Донесения Са.пингена и Штадена - сухие факты трез вых дельцов и профессиональных политиков, и именно в этом их ценность. Сообщения эти носят, в основном, разведывательный характер и потому лишены эмоций и прикрас. Это реальные свидетельства современников и очевидцев событий той эпохи и заслуживают нашего доверия и соответствующего анализа. ДОВЕРЯЯ ЖИТИЮ «И прииде Преподобный на Приморие великого моря-оки- яна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печеньгу, в народ лопарский». Надо сказать, что если отбросить «искусственное» на чало и некоторые вставки, то в остальном своем факти ческом материале Житие Трифона весьма правдиво и ре алистично. Чувствуется, что многие части текста взяты непосредственно из « сведений, уцелевших в записках его бла гочестивых почитателей». «Преподобный же отец Трифон в той непроходной, даль ней стране бе один пришелец». Да, это верно, Феодорит Кольский пришел в эти края позже, через пять л е т 1. Хронология событий жизни Феодорита была разоб рана нами ранее2, и время прихода его в северные пусты ни определено как 1519 год. Следовательно, Митрофан добрался «в народ лопарский » в 1514 году. Эти пять лет - с 1514 до 1519 года, до встречи с Феодоритом, в Житии опи саны весьма правдиво и ярко. 1«Митрофан бе имя ему, пришедшего во оную пустыню пред ним за пять лет» (Курбский. С. 332). 2 См.: Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Коль ский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002. 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz