Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

В какой-то мере эти огрехи и «скороспелость суж­ дений» могут быть объяснены большой плодовитостью архимандрита Никодима как писателя и исследовате­ ля. С 1893 по 1901 годы помимо более пятидесяти науч­ но-исследовательских статей в различных периодичес­ ких изданиях им было написано порядка двадцати от­ дельных книг. Кроме того, так получилось, что «Донесение Симона ван Салингена» стало известно широкой публике одновремен­ но с выходом в свет завершенного труда архимандрита Ни­ кодима, что в какой-то мере определило его, прямо скажем, несколько предвзятое отношение к этому документу. На наш взгляд, справедливым было бы более бережное и внимательное отношение к сообщениям именно совре­ менников преподобного Трифона. Вэтой связи незаслужен­ но обойдено молчанием важное замечание Генриха Штаде- на о Печенге, где идет речь о том, что основатель монасты­ ря монах Трифон пришел «к этому месту в Лапландии через Норвегию и Вардегуз » 1. О чем это говорит? А как раз о том, что из районов финской Остерботнии (откуда начал свой покаянный путь бывший разбойник Митрофан), двигаясь на Север, путник попадает именно в Норвегию, к Варангер- фиорду, туда, где крепость Вардегуз (нынешний городок Вар­ де). Если бы шел он от Новгородских пределов, от Торжка (как по Житию), просвещать «земли полночные» российс­ кой окраины, то что ему было дальше искать в Норвежских пределах и зачем делать такой странный крюк. Эти сведе­ ния о Трифоне Штаден получил из бесед с монахами на под­ ворье Печенгского монастыря в Коле, где он в 1575-76 годах ждал оказию для своего отбытия в Европу. 1Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного. J I 1925. С. 63. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz