Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
В какой-то мере эти огрехи и «скороспелость суж дений» могут быть объяснены большой плодовитостью архимандрита Никодима как писателя и исследовате ля. С 1893 по 1901 годы помимо более пятидесяти науч но-исследовательских статей в различных периодичес ких изданиях им было написано порядка двадцати от дельных книг. Кроме того, так получилось, что «Донесение Симона ван Салингена» стало известно широкой публике одновремен но с выходом в свет завершенного труда архимандрита Ни кодима, что в какой-то мере определило его, прямо скажем, несколько предвзятое отношение к этому документу. На наш взгляд, справедливым было бы более бережное и внимательное отношение к сообщениям именно совре менников преподобного Трифона. Вэтой связи незаслужен но обойдено молчанием важное замечание Генриха Штаде- на о Печенге, где идет речь о том, что основатель монасты ря монах Трифон пришел «к этому месту в Лапландии через Норвегию и Вардегуз » 1. О чем это говорит? А как раз о том, что из районов финской Остерботнии (откуда начал свой покаянный путь бывший разбойник Митрофан), двигаясь на Север, путник попадает именно в Норвегию, к Варангер- фиорду, туда, где крепость Вардегуз (нынешний городок Вар де). Если бы шел он от Новгородских пределов, от Торжка (как по Житию), просвещать «земли полночные» российс кой окраины, то что ему было дальше искать в Норвежских пределах и зачем делать такой странный крюк. Эти сведе ния о Трифоне Штаден получил из бесед с монахами на под ворье Печенгского монастыря в Коле, где он в 1575-76 годах ждал оказию для своего отбытия в Европу. 1Генрих Штаден. О Москве Ивана Грозного. J I 1925. С. 63. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz