Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

в одном из куполов главного собора Никольского монасты­ ря близ Архангельска \ а также о рукописной истории, при­ сланной Н. Ф. Корольковым и составленной И. Ф. Токмако­ вым 2на основании старинных документов из Московского Главного архива Министерства иностранных дел, и о мно­ гом другом ценном историческом материале. К сожалению, как в дальнейшем отметили упомяну­ тые выше соработники трудов отца Никодима, ни ссы­ лок на эти документы, ни многих сведений из них упомя­ нуто не было. Весь присланный материал «вскоре был возвращен по принадлежности». Также необходимо признать, что отдельные утвержде­ ния в трудах уважаемого отца архимандрита отличает из­ лишняя поспешность в выводах. Так, например, упоминая труд иеромонаха Николая «Соловецкий патерик» (1863 год), где указывается, что «Церковь за подвижническую жизнь и труды просветительные дала Феодориту титло блаженного», отец Никодим без комментариев заявляет: «Это очевидная ошибка». Хотя никакой ошибки здесь нет. Это титло как нельзя лучше отражает характер учительного и подвижни­ ческого труда Феодорита. Другой пример. Даже не ознакомившись в подлиннике с трудом профессора Фрисса, делается замечание в сноске: «Что ни слово - ложь! Виден шведский первоисточник»3. 1Николаевский Карельский монастырь, на берегу Белого моря в 34 км от Архангельска. О нем подробно далее, в главе «Никольский-на- Печени...» 2Токмаков Иван Федорович (1856 - ок. 1923), выдающийся российс­ кий библиофил и исследователь в области церковной археологии и археографии. 3Архимандрит Никодим. Архангельский патерик СПб.. 1902. С. 226. Прим. 3. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz