Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Однако в официальных церковных кругах наиболее авторитетным исследователем истории Трифоно-Печен- гского монастыря считался смотритель Санкт-Петербур­ гского Александро-Невского Духовного училища иеромо­ нах (с 1901 года - архимандрит) Никодим (Кононов). Как отмечалось в отзывах на его труд по истории мо­ настыря на Печенге, «обстоятельный перечень основных фактов из прошлого обители является первой попыткой дать историю этого аванпоста русской гражданственно­ сти на Крайнем Севере Европы, и без ссылки на работу отца Никодима не обойдется впредь ни один будущий исследователь этой отдаленной обители» \ Но в то же время современные отцу Никодиму рецен­ зенты отмечали и тот факт, что «автор иной раз, не обращая внимания на ясное свидетельство попавшего в его руки но­ вого исторического материала, повторяет старые ошибки прежних исследователей»2. О том, что это был за материал, свидетельствует писатель и знаток истории Севера А. М. Филиппов, записавший эти данные весной 1902 года со слов настоятеля монастыря архимандрита Ионафана. Речь идет о копиях списков царских грамот, собранных отцом-настоя- телем в архиве Соловецкого монастыря, об уникальных до­ кументах, найденных престарелым игуменом Полиевктом3 1Новые книги. Рецензии / / Литературный вестник. Т. IV. Кн. 6. СПб., 1902. С. 159. 2Там же. С. 159. 3 Игумен Полиевкт, еще будучи иеромонахом Антониев-Сийского мо­ настыря, а затем и игуменом Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря, много сил положил для осуществления идеи возрождения Печенгской обители. Последние годы пребывал на покое в возрож­ денном Трифоно-Печенгском монастыре, где и скончался 11 января 1906 года. Похоронен у монастырской церкви Сретения на реке Мане. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz