Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Однако в официальных церковных кругах наиболее авторитетным исследователем истории Трифоно-Печен- гского монастыря считался смотритель Санкт-Петербур гского Александро-Невского Духовного училища иеромо нах (с 1901 года - архимандрит) Никодим (Кононов). Как отмечалось в отзывах на его труд по истории мо настыря на Печенге, «обстоятельный перечень основных фактов из прошлого обители является первой попыткой дать историю этого аванпоста русской гражданственно сти на Крайнем Севере Европы, и без ссылки на работу отца Никодима не обойдется впредь ни один будущий исследователь этой отдаленной обители» \ Но в то же время современные отцу Никодиму рецен зенты отмечали и тот факт, что «автор иной раз, не обращая внимания на ясное свидетельство попавшего в его руки но вого исторического материала, повторяет старые ошибки прежних исследователей»2. О том, что это был за материал, свидетельствует писатель и знаток истории Севера А. М. Филиппов, записавший эти данные весной 1902 года со слов настоятеля монастыря архимандрита Ионафана. Речь идет о копиях списков царских грамот, собранных отцом-настоя- телем в архиве Соловецкого монастыря, об уникальных до кументах, найденных престарелым игуменом Полиевктом3 1Новые книги. Рецензии / / Литературный вестник. Т. IV. Кн. 6. СПб., 1902. С. 159. 2Там же. С. 159. 3 Игумен Полиевкт, еще будучи иеромонахом Антониев-Сийского мо настыря, а затем и игуменом Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря, много сил положил для осуществления идеи возрождения Печенгской обители. Последние годы пребывал на покое в возрож денном Трифоно-Печенгском монастыре, где и скончался 11 января 1906 года. Похоронен у монастырской церкви Сретения на реке Мане. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz