Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
золотом и украшенный драгоценными каменьями пояс, на котором носил он свое разбойное оружие, отныне заме нил ему металлический обруч-вериги, оковавший Митро фана, как гнусного преступника перед Богом и людьми. «Никакого питья, в котором есть хмель, ни мяса вку шать более он не смел»1 - таков был его обет перед Гос подом. Рыба и дикие коренья отныне его пища. «И вдали от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться пе ред Богом», - так сам Трифон завершил рассказ голлан дскому путешественнику о своей грешной юности2. Вот такая непростая история, которой, видимо, не захотел касаться автор Жития преподобного Трифона монах Сергий Шелонин. О СВИДЕТЕЛЬСТВАХ СОВРЕМЕННИКОВ Сомнения в правдивости Жития преподобного Три фона появились в исторических исследованиях во второй половине XIX века, сразу после начала работ по возрож дению монастыря на Печенге. Летом 1886 года в заповедных местах подвигов Препо добного началась новая жизнь: «5 июня 1886 года я, Стро итель, с приехавшей братией, отслужил перед ракой угод 1 Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли. Предание, добавленное архивными данными. Изд. Т. Ф. Кузина. СПб., 1893. С. 3. 2 Салинген, что и понятно, весьма поверхностно описывает свою бе седу с Трифоном, не вдаваясь в столь драгоценные для нас подроб ности. Но даже и эти общие фразы говорят о многом: «Трифон (Triffaen) рассказывал о том, как он начал строить монастырь в Мон- кенфьорде, что побудило его к этому, и как он до этого дошел и проч... Много народу ограбил и разорил он на границе и много кро ви пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел» (Цит. по: Фи липпов. С. 302). 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz