Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Сколько продлилась эта их «вольная» жизнь? Види­ мо, недолго. Приближалась неизбежная развязка. Тя­ жесть содеянного, груз грехов становились все невыно­ симее. Невинно пролитая кровь взывала к небу об отм­ щении. Митрофан искал забытья в спиртном, пил все больше и, напиваясь, все чаще терял контроль над собой, был не в состоянии отвечать за свои поступки. Елена, пытаясь удержать своего возлюбленного от дальнейше­ го падения, все чаще убеждалась в своем бессилии. И вот на одной из очередных попоек некий юноша, «слуга Митрофана, был обвинен товарищами в измене» ’. Не разбираясь, в хмельной ярости атаман схватил топор, намереваясь казнить «изменника». На пути его встала Елена, призывая опомниться и не творить беззаконие. Но в этот раз кротость и доброта Елены не смирили безум­ ца. Кто-то из сотоварищей усмехнулся - «чего это так за­ щищает, уж не полюбовница ли его?» Дикая ревность помутила рассудок Митрофана - взмах топора - и Елена упала бездыханной к его ногам2... «Беззакония моя превзыдоша главу мою... яко бремя тяжкое отяготеша на мне» (Пс. 37, 5). Наступила катаст­ рофа. Та, ради которой ушел Митрофан в жизнь безза­ конную, та, любовь к которой заменила ему веру, благо­ честие и любовь к самому Господу, ныне бездыханна и погублена его же руками. Свершилось правосудие Божие, ибо «нечестивого и любящего насилие ненавидит Господь, 1Фрисс. С. 262. 2 Предание норвежских лопарей уточняет: «...Он метнул топор в тех, кто противился его воле, молодых и непокорных, и попал в лоб Эли­ не» (St. Georg's Greskorthodoxe Kapell. Kirkenes, 1978. P. 9. Перевод А. Ермолаевой). 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz