Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
что многие дети боярские без его ведома отлучались из стана и ездили грабить»1. Объяснение подобного поведе ния русских находим у С. М. Соловьева: «Юный народ при сильном кипении страстей, при отсутствии тех сдержек, которые могут выработаться обществом только после долгой государственной жизни, - юный народ увлекался часто к нарушению нравственных законов; та же самая сила молодости, которая с неудержимой стремительнос тью влекла к падению, та же самая сила помогла челове ку встать после падения и загладить дурные дела подви гом покаяния»2. Удивительно подходящее к нашему слу чаю замечание. Итак, куда же направился лихой воин Митрофан со своей возлюбленной и друзьями, в каких краях творили они свои набеги? С большой долей вероятности можно утверждать, что это финские районы Остерботнии, Кая- н и 3 - те самые «восемь рек», которые «повоевал» Иван III в 1497 году4, и жителей одной из этих рек - Лименги даже привел в подданство России5. Кого подбили еще на это дело, кто были товарищами Митрофана в этом предприятии - тоже догадаться нетруд но: те же «дети боярские», дружинники да воины. То, что они делали на войне по воле Великого Князя, теперь это 1Карамзин. С. 406. 2 Соловьев С. М. Работы разных лет. М., 1998. Кн. 16. С. 9. 3Остерботния, Каянь - финские земли на восточном побережье Бот нического залива. 4 «А рекам имена, на коих воеваша: Кемь, Торма, Колокол, Авлуй, Сиговая, Снежна, Гавка, Путаш. А кои живут на Лименге реке, те биша челом за великого князя» (Татищев В. Н. Собрание сочине ний. История Российская (Репринт.). Ч. IV. М., 1996. С. 86). 5Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1993. С. 149. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz