Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

что многие дети боярские без его ведома отлучались из стана и ездили грабить»1. Объяснение подобного поведе­ ния русских находим у С. М. Соловьева: «Юный народ при сильном кипении страстей, при отсутствии тех сдержек, которые могут выработаться обществом только после долгой государственной жизни, - юный народ увлекался часто к нарушению нравственных законов; та же самая сила молодости, которая с неудержимой стремительнос­ тью влекла к падению, та же самая сила помогла челове­ ку встать после падения и загладить дурные дела подви­ гом покаяния»2. Удивительно подходящее к нашему слу­ чаю замечание. Итак, куда же направился лихой воин Митрофан со своей возлюбленной и друзьями, в каких краях творили они свои набеги? С большой долей вероятности можно утверждать, что это финские районы Остерботнии, Кая- н и 3 - те самые «восемь рек», которые «повоевал» Иван III в 1497 году4, и жителей одной из этих рек - Лименги даже привел в подданство России5. Кого подбили еще на это дело, кто были товарищами Митрофана в этом предприятии - тоже догадаться нетруд­ но: те же «дети боярские», дружинники да воины. То, что они делали на войне по воле Великого Князя, теперь это 1Карамзин. С. 406. 2 Соловьев С. М. Работы разных лет. М., 1998. Кн. 16. С. 9. 3Остерботния, Каянь - финские земли на восточном побережье Бот­ нического залива. 4 «А рекам имена, на коих воеваша: Кемь, Торма, Колокол, Авлуй, Сиговая, Снежна, Гавка, Путаш. А кои живут на Лименге реке, те биша челом за великого князя» (Татищев В. Н. Собрание сочине­ ний. История Российская (Репринт.). Ч. IV. М., 1996. С. 86). 5Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1993. С. 149. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz