Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

как же вразумил его Господь, направив на путь спасения? Попробуем изложить на историческом фоне XVI века со­ хранившуюся в памяти народной повесть о юности препо­ добного Трифона. Согласно Житию, был он родом из семьи бедного свя­ щенника. жившего в городе Торжке: «...происходил от ро­ дителей священных». От рождения видный и крепкий фи­ зически («ростом не мал, плотию крепок»), юный Митро­ фан (таковым было мирское имя Трифона ‘) не проявлял особой тяги к священнической стезе. Красивый и стат­ ный отрок из благочестивой семьи священнослужителя приглянулся кому-то из местных торжковских князей или бояр, и Митрофан был взят в богатый дом присматривать за боярскими детьми2. Конечно, это было большим об­ легчением для родителей Митрофана, поскольку положе­ ние приходского священства в то время было весьма тя­ желым в материальном смысле3. Юный Митрофан рос в одном из боярских домов, где в те времена первой обязанностью мужчин была военная служба. Войны (как с соседями формирующегося Москов­ ского государства, так и «междоусобные брани») являлись обычным фоном жизни на рубеже XV-XVI веков. Так, в 1478 году Торжок, родной город преподобного Трифона, 1См.: Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Коль­ ский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002. С. 49-50. 2 «Сын бедного священника, он жил учителем в доме отца Елены». Так звучит предание в переводе с норвежского Д. Островского. Все же, думается, Митрофан едва ли мог быть «учителем». Вспомним, что Трифон, по собственному определению, «невежда есмь и мало­ книжен». 3См.: Знаменский П. Приходское духовенство на Руси / / Православ­ ное обозрение. М., 1867 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz