Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
не знал этого периода жизни (юности), то ему следовало открыто признаться в этом»1. И, действительно, вначале он так и поступает: «Сей святой великий проповедник и пу стынный житель преподобный отец Трифон рождение и воспитание имел в Новгородских пределах, от самого ли Нова града или от новгородския страны градов и весей, того в писании не обретаем. Глаголется же от неких, якобы оте чество преподобного было близ града Торжка, от священ ных и благочестиво живущих родителей». Далее, поддавшись соблазну мнимой схожести судеб преподобного Трифона и преподобного Стефана Пермс кого, отец Сергий смело фантазирует на тему детства и юности Преподобного. Как указывают исследователи творчества Шелонина, такая смелость была весьма для него характерна. «Всех, кто соприкасался со «списания ми» Шелонина, всегда неожиданно поражало, как смело и решительно вторгался он в оригинал, чтобы дать ему свои настроения и образы»2. Из-под пера отца Сергия вы ходит идеальный образ будущего подвижника пустыни и просветителя язычников: «...блаженный же измлада взи рая на праведное житие родителей своих, подражая благо честию их от юности своея изряден постник, кроток, мило стив», он всегда « веселится духом и радуется сердцем», стремясь в храм, «дать ему обрестися там первому». Вскоре Трифон удаляется в пустынные места, готовя себя к будущему служению, где слышит глас Господень: «Поди в землю не обетованную и не в путную, в землю жаждущую, понеже не исходил муж, не обита человек ». И оставив свое 1Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморско го края как исторический источник. Казань, 1881. С. 130. 2 Шульман Ю. Повести о чудесах / / Север. № 9. 1990. Петрозаводск, С. 140. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz