Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

и на его основе. Таким образом, подтверждается весьма ран­ нее прославление этих святых на Русском Севере. Упомянутая же «опись» была составлена в связи со вкладом указанных книг, сделанным старцем Сергием в Соловецкую библиотеку, и позволяет нам также судить как об авторстве канона, так и о времени его написания. Как показывают исследования, перу иеромонаха Сер­ гия кроме рассматриваемого нами Жития Трифона Печен­ гского принадлежат также: жития Иоанна и Лонгина Ярен- гских, игумена Филиппа (Колычева), преподобного Герма­ на Соловецкого, преподобного Варлаама Керетского и ряд других произведений, которые и составили (вместе с труда­ ми книжников Сийского монастыря Феодосием и Никоди­ мом) классику северорусской агиографии и образовали са­ мобытную школу рукописной книги на Севере России. Специалисты по древнерусской литературе, разбирая художественные достоинства Жития преподобного Трифо­ на Печенгского, отмечают, что написанное весьма способ­ ным автором-книжником, начитанным в ветхозаветных и новозаветных текстах, произведение это в то же время «не выделяется особыми литературными качествами» \ Что же помешало отцу Сергию создать достойное произведение? На первый взгляд, причина видится в отсутствии жиз­ ненного фактического материала, особенно периода юно­ сти Преподобного. «Составитель Жития хотел написать произведение в духе искусственных житий XV-XVI веков: на первых порах он ведет это дело довольно успешно - предисловие к Житию изложено не простой речью, а с оттенками витийства... Но в дальнейшем, так как автор 1Лихачев Д. С. и др. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 1. Л., 1988. С. 339. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz