Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

очевидцев тех лет: «В начале 1940 года привезли человек 20 монахов из Печенгского монастыря. Приехали они со всем своим имуществом. Работали на стройке, хотя и про­ сили отправить их обратно в монастырь. По окончании войны поселок Петсамо был возвращен Финляндии, и монахи были отправлены за границу, хотя при этом вдруг выяснилось, что «все они бывшие деникинские офице­ ры». При отправке, как было сказано, «за границу» все их имущество было конфисковано. Это объяснялось как ответная мера, поскольку, якобы, «выезжающие из Фин­ ляндии тоже терпели притеснения» В марте 1940 года Феодор, надо полагать, отказался возвращаться с братией в Финляндию и поселился на 80-м километре тракта Пулозеро - Ловозеро, работая древопи- лом. Вскоре он был арестован как «пособник» арестован­ ного ранее настоятеля монастыря иеромонаха Паисия и препровожден в тюрьму города Мончегорска. Видимо, предполагалось с его помощью постараться все же пред­ ставить «Трифоно-Печенгский монастырь как базу для подготовки и переброски финских шпионов в СССР»2. Однако послушник Феодор не оправдал надежд НКВД. Ответы его отличаются удивительным спокойстви­ ем, последовательностью и уверенностью в своей право­ те. Но следователей, убедившихся в «бесперспективнос­ ти» Абросимова, уже не интересует правда, и в ходу явно абсурдные «факты». Так, например: 1Из записи рассказа бывшего директора комбината «Аллуйавстрой» Эгеля JI. Е., сделанной бывшим директором музея пос. Ревда Кома­ ровым А. Б. 2Архивно-следственное дело № 4550. Л. 27. 285

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz