Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

НА ЧУЖБИНЕ В 1920 год}'большевистское правительство Тартуским договором окончательно подтвердило независимость Финляндии. Трифоно-Печенгский монастырь оказался за границей «новой России». Для получения права на владение монастырскими зем­ лями вся братия вынуждена была принять финское поддан­ ство. Здание церкви Рождества Христова в Печенге («ниж­ ний монастырь») было забрано финскими властями под лютеранскую кирху поселка Петсамо. Богослужебная жизнь монастыря вновь сосредоточилась в 15 километрах от Пет­ само, вверх по течению реки, там, где был «монастырь пер­ воначальный», а ныне поселок Луостари. С 1919 года, после ухода из Печенги в Мурманск английских оккупационных войск, в обители базировались части финской Белой гвар­ дии и какое-то время «верхний» и «нижний» монастыри ис­ пользовались под казармы. Монастырь в это время давал убежище многим спасающимся от страшного большевист­ ского террора. В 1932 году на место скончавшегося игумена Иннокен­ тия монастырской братией в настоятели был избран отец Паисий (Рябов). Тогда же архиепископ Финляндский Гер­ ман рукоположил пятидесятилетнего иеродиакона Паисия во иеромонахи. В то время в монастыре было 14 человек братии и 5 работников *. 1 В документах следственного дела отца Паисия можно обнаружить некоторые сведения о братии монастыря того времени: «Духовник монастыря иеромонах Варсонофий (Шестаков) 1880 г.р.; казначей монастыря иеромонах Иона (Дранишников) 1872 г.р.; “монах-пус­ тынник” иеродиакон Леонид (Леоненко) 1885 г.р.; мантийный мо­ нах Варлаам (Акулов) 1870 г.р.; монах Илия (Холодилов), монах Савватий (Ефимов)». 280

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz