Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Однако следует понимать и то, что житие подвижни­ ка - вовсе не его биография, и многие жизненные колли­ зии, сомнения и искушения, выпадавшие на долю смерт­ ного, вовсе не обязательны в житии святого. Житие - это ведь, по сути, словесная икона, а значит, и подход к напи­ санию его должен быть соответствующий. «Икона пока­ зывает нам прославленное состояние святого, его преоб­ раженный, вечный лик » 1. Но при этом путь, пройденный подвижником к своему прославлению, суть его «преоб­ ражения» и усилия «ветхого» человека на этом пути дол­ жны быть раскрыты агиографом честно и мужественно. Лишь в этом случае житие станет близким и понятным людям, обретая силу вдохновляющего примера для каж­ дого «блудного, грешного и окаянного» простого смерт­ ного, встающего на путь спасения. «...Обожение человека, которое передает икона, не уп­ раздняет ничего и истинно человеческого: ни психологи­ ческого элемента, ни различных особенностей человека. Всякая икона святого показывает, в чем заключалась его земная деятельность, которую он обратил в духовный подвиг»2. Мы ведь «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 3). Какое уж по счету поколение россиян проходит то через тоталитарный атеизм, то через опьянение вседоз­ воленностью «свободы» и обольщение призрачным капи­ талистическим раем. Да и по сей день, в полной мере «вку­ шая от греха» безбожия, пьянства, блуда, лжи... Одним сло­ 1Успенский JI. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1997. С. 210. 2 Там же. С. 212. (Здесь и далее выделение полужирным шрифтом, если это не оговаривается в тексте, принадлежит автору. - Ред.) 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz