Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
И вновь мысленно возвращаемся мы в XVI век, к тем давним спорам «осифлян» и «нестяжателей», посколь ку невольно оцениваем плоды победы первых над вто рыми, явленные в монастырской жизни на Печенге в начале XX века. Наблюдая, с каким «гибельным восторгом» тратится драгоценное время жизни монаха на земле, время, отпущен ное ему Господом на великое дело «воссоздания Образа и достижения полного богоподобия»1и решение «космичес кого» уровня задачи обожения падшей человеческой при роды, то начинаешь невольно сомневаться, а возможно ли оно в принципе, Исихастское Возрождение. И вообще «по Сеньке ли шапка». Нужен ли еще кому в таких обителях этот вселенский масштаб духовного наследия великих стар- цев-заволжцев, блаженного Феодорита-пустынника, препо добного Трифона Печенгского, преподобного Нила Сорско- го или святителя Григория Паламы... Надо полагать, что накануне революции подобные го рестные размышления беспокоили и современников, тех, которые еще не утратили евангельских и святоотеческих ориентиров, что, видимо, высказывалось и отцу Ионафа ну. «Высоко полезная и глубоко симпатичная деятельность отца Ионафана, - сетовал архангельский губернатор Со- сновский И. В., - является для него за последнее время ис точником немалых огорчений и неприятностей. Находят ся такие недальновидные лица, которые вменяют ему в вину увлечение «мирским» делом в ущерб духовному... Между тем, если этот замечательный человек... и не стоит, 1Святитель Григорий Палама. Цит. по: Архимандрит Симеон (Брюш- вайлер). Тайна и измерение личности / / Церковный вестник. № 12. 2003. С. 13. 275
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz