Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

наступает утрата понимания той истины, что монастырь есть место, созданное для молитвенных подвигов, а не для трудовых свершений, это означает, что приблизились времена апокалиптические. Когда монах всерьез обеспо­ коен не отсечением «мирских попечений и достижением чистоты своей молитвы»1, а тем, получит ли призовое место выращенная им на монастырском огороде тыква или кабачок на ближайшей Брюссельской сельскохозяй­ ственной выставке, это означает, что скоро «будем пить вино ярости Божией, вино дельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Откр. 14, 10). Если монастырь из «дома молитвы» превращается в «религиозно-промышленную колонию» и служит не Гос­ поду, а нуждам хозяйственных преобразований, пусть даже столь необходимых государству, то он утрачивает свой из­ начальный смысл как явления в христианской практике спасения. И, конечно, неизбежно проиграет в этом абсурд­ ном соревновании с миром, поскольку коммуна, например, «не отравленная опиумом для народа»2, предлагает еще более рациональные формы общественного труда и плюс полноценную семейную жизнь. Есть в арсенале современ­ ной науки и более производительные методы хозяйство­ вания, есть и более образованные, энергичные и «неукро­ тимые» руководители, готовые, «загнав человечество в счастье», даровать ему «рай на земле»3. 1 Архимандрит Захария (Захару). Христос как путь нашей жизни. ПСТБИ. М., 2002. 2 Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Цит. по: Лега В. П. Лекции по истории философии. Ч. 2. ПСТБИ. М., 1999. 3 Один из официальных лозунгов большевиков в первые годы рево­ люции. Из воспоминаний, которыми делились с автором петербур­ жцы, еще помнившие то время. 274

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz