Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

владений, устроено 16 мостов, 38 водопроводных труб, 19 тыс. саженей канав, заготовлено 23 тыс. бревен, 20 тыс. пудов сена, выработано до миллиона кирпичей, выраще­ но 1 тыс. северных оленей...» Надо признать, что далеко не все столь восторженно и доброжелательно оценивали эту деятельность: «Мы видим, что монастырь устроился на отобранных у коло­ нистов землях, что он продолжает активно домогаться других земель, принадлежащих его соседям, стремится отнять у лопарей их единственный источник к существо­ ванию: семужные рыбные угодья, исторически с незапа­ мятных времен принадлежащие им. И вся образцовость его хозяйства основана на даровом труде «годовиков». Словом, он берет у населения много, забирает все, что только ему понадобится для процветания, и взамен этого ничего не дает тому же населению. Значение монастыря среди окружающей его нищеты населения края подобно значению прекрасного аэроплана, в блеске и силе краси­ во проносящегося над головами каких-нибудь папуасов » 1. Читая это, чувствуешь, как весьма трудно что-либо возра­ зить на подобный выпад «господина Гешина», поскольку именно сам монастырь, упорно позиционируя себя не иначе, как образцовое религиозно-сельско-промышлен­ ное хозяйство, установил эти совершенно кощунственные критерии оценки его «полезности для населения». И приходит понимание всей неумолимой логики Божественных определений в человеческой истории, ибо она, история человечества, продолжается только до тех пор, пока еще звучит молитва Веры Христовой. Когда же 1 Гешин Е. В. Трифоно-Печенгский монастырь / / Русская мысль. М.-СПб.. 1913. С. 69. 273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz