Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

НАДЕЖДЫ И РАЗОЧАРОВАНИЯ Можно с уверенностью сказать, что с момента печен- гской трагедии XVI века молитвы у могил Трифона и монахов-мучеников не прерывались никогда. Истинные ревнители православия скорбели о духовном сиротстве края и молили Господа исполнить предсмертное проро­ чество Печенгского старца и «не оставить жезла греш­ ных на жребии Своем и паки обновить обитель». Попытки возродить монастырь на Печенге предприни­ мались неоднократно. Монахи Соловецкого монастыря пытались основать скит у могилы Преподобного в 1824 и в 1867 годах. Но, видно, не было на то Божьего благоволения. И вот 16 июля 1886 года одиннадцать соловецких ино­ ков во главе со Строителем иеромонахом Никандром, во исполнение Указа Святейшего Синода от 12 марта 1886 года, прибыли к церкви Сретения Господня, «что у Преподобного над мощами », и начали возрождение монастыря. Архимандрит Соловецкого монастыря Мелентий, гу­ бернатор князь Голицын Н. Д., русский консул в Норве­ гии Островский Д. Н., протоиерей Георгий Терентьев и другие не равнодушные к судьбе обители люди пожелали на месте принять окончательное, как им казалось, реше­ ние по ее дальнейшей судьбе. В августе 1886 года ими была осмотрена территория в районе Печенги. Нужно было понять, где возрождать обитель: «...при Сретенской при­ ходской церкви, где почивают мощи преподобного Три­ фона» или «близь вершины Печенгской губы, против реки Княжухи, где некогда существовал монастырь Святой Троицы». Первое предложение было высказано бывшим Преосвященным Архангельским епископом Серапионом и подтверждено сменившим его епископом Нафанаилом, на втором настаивал (!) Комитет общества содействия 269

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz