Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
НАДЕЖДЫ И РАЗОЧАРОВАНИЯ Можно с уверенностью сказать, что с момента печен- гской трагедии XVI века молитвы у могил Трифона и монахов-мучеников не прерывались никогда. Истинные ревнители православия скорбели о духовном сиротстве края и молили Господа исполнить предсмертное проро чество Печенгского старца и «не оставить жезла греш ных на жребии Своем и паки обновить обитель». Попытки возродить монастырь на Печенге предприни мались неоднократно. Монахи Соловецкого монастыря пытались основать скит у могилы Преподобного в 1824 и в 1867 годах. Но, видно, не было на то Божьего благоволения. И вот 16 июля 1886 года одиннадцать соловецких ино ков во главе со Строителем иеромонахом Никандром, во исполнение Указа Святейшего Синода от 12 марта 1886 года, прибыли к церкви Сретения Господня, «что у Преподобного над мощами », и начали возрождение монастыря. Архимандрит Соловецкого монастыря Мелентий, гу бернатор князь Голицын Н. Д., русский консул в Норве гии Островский Д. Н., протоиерей Георгий Терентьев и другие не равнодушные к судьбе обители люди пожелали на месте принять окончательное, как им казалось, реше ние по ее дальнейшей судьбе. В августе 1886 года ими была осмотрена территория в районе Печенги. Нужно было понять, где возрождать обитель: «...при Сретенской при ходской церкви, где почивают мощи преподобного Три фона» или «близь вершины Печенгской губы, против реки Княжухи, где некогда существовал монастырь Святой Троицы». Первое предложение было высказано бывшим Преосвященным Архангельским епископом Серапионом и подтверждено сменившим его епископом Нафанаилом, на втором настаивал (!) Комитет общества содействия 269
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz