Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Для написания такого «условного» жития находилось и «благочестивое» оправдание: «Житие святого составля ет принадлежность богослужения и, будучи обязательно прочитываемым в церкви на шестой песни канона, дол жно быть настроено на возвышенный хвалебный тон церковных песней, что требует от него не живых конк ретных черт святого, а именно типических, отвлеченных, чтобы сделать эту прославляемую личность чистым оли цетворением отвлеченного идеала » х. В известной мере этого влияния не избежал и автор Жития преподобного Трифона - соловецкий монах Сер гий (Шелонин), хотя надо признать в иных его произве дениях и очевидную самобытность, и яркий талант. Вдан ном же случае этот довольно известный агиограф создал свое не самое удачное творение: «Житие сшито из не скольких рассказов и рукою неискусною»2. Реальная человеческая жизнь всегда оказывается раз нообразнее, значительнее и неисповедимее, чем любые, пусть даже столь высокие идеалы подвижничества и «уза коненные образцы» житий. Ибо здесь, на земле, как пи сал Ф. М. Достоевский, «диавол с Богом борются и поле битвы - сердца людей». 1 Знаменский П. В. Сергий Шелонин - один из малоизвестных пи сателей XVII века / / Православное обозрение. М., 1882. Февраль. С. 300-301. Все ж е возразим: для «чтения после шестой песни ка нона» в Минеях находятся специально разработанные тексты крат ких жизнеописаний - синаксарии. Они-то и должны иметь необ ходимый «возвышенный и хвалебный тон». Житие же должно быть исторически достоверным. 2Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1864. С. 551. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz