Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Для написания такого «условного» жития находилось и «благочестивое» оправдание: «Житие святого составля­ ет принадлежность богослужения и, будучи обязательно прочитываемым в церкви на шестой песни канона, дол­ жно быть настроено на возвышенный хвалебный тон церковных песней, что требует от него не живых конк­ ретных черт святого, а именно типических, отвлеченных, чтобы сделать эту прославляемую личность чистым оли­ цетворением отвлеченного идеала » х. В известной мере этого влияния не избежал и автор Жития преподобного Трифона - соловецкий монах Сер­ гий (Шелонин), хотя надо признать в иных его произве­ дениях и очевидную самобытность, и яркий талант. Вдан­ ном же случае этот довольно известный агиограф создал свое не самое удачное творение: «Житие сшито из не­ скольких рассказов и рукою неискусною»2. Реальная человеческая жизнь всегда оказывается раз­ нообразнее, значительнее и неисповедимее, чем любые, пусть даже столь высокие идеалы подвижничества и «уза­ коненные образцы» житий. Ибо здесь, на земле, как пи­ сал Ф. М. Достоевский, «диавол с Богом борются и поле битвы - сердца людей». 1 Знаменский П. В. Сергий Шелонин - один из малоизвестных пи­ сателей XVII века / / Православное обозрение. М., 1882. Февраль. С. 300-301. Все ж е возразим: для «чтения после шестой песни ка­ нона» в Минеях находятся специально разработанные тексты крат­ ких жизнеописаний - синаксарии. Они-то и должны иметь необ­ ходимый «возвышенный и хвалебный тон». Житие же должно быть исторически достоверным. 2Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1864. С. 551. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz