Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
и «ведомо учинилось преосвященному Афанасию, что к той Печенгской пустыни Строителю Павлу приходят в келью робята невозрастные и ночуют, и он с ними пьян ствует...» И было учинено дознание «и били плетьми не щадно о познании прямой правды о непотребном и бого мерзком, а его, Павла, до указу держали в той пустыни скована и под караулом» ‘. Вскоре дознание было закончено, и монах Павел со слан в Соловецкий монастырь на покаяние. Тяжкую бо лезнь монастырского духа едва ли возможно было увра чевать кандалами да плетьми. Посему и болезнь оставалась прежней, впрочем, как и средства ее лечения. Так, например, через некоторое время после описанной выше истории очередной Строи тель монастыря некий игумен Измаил был «бит кнутом и сослан в Спасо-Каменный монастырь»2. ПЕЧЕНГА БЕЗ МОНАСТЫРЯ Как мы писали ранее, Печенгский монастырь, размес тившийся под стенами Кольского острога, плохо помнил заветы преподобного Трифона и, мягко говоря, вовсе не заботился о племени лопарском, и тем более никаких цер квей в районе Печенги восстанавливать не собирался. Сретенская церковь для лопарских погостов была построена над мощами Трифона лишь в 1708 году, когда монастырская братия практически уже окончательно 1 Ефименко П. С. Юридические обычаи Лопарей, Корелов и Самоедов Архангельской губернии / / Записки Императорского русского Геогра фического общества по отделению этнографии. Т. 8. СПб., 1878. С. 64. 2 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российская Церкви. СПб., 1877. С. 833. 266
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz