Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Монах Исайя, лет он совершенно престарел, а чело­ век он упивчивый... Иеромонах Геронтий, постригся по нужде от начет­ ного на него, а в миру он жил житие пьянственное, а ныне лежит ногами вельми скорбен... Монах Иринарх, преж сего жил в Кандалажском мо­ настыре и учинил от пожару разорение, ныне житие жи­ вет ропотное, и из монастыря в мирские домы ходит по­ часту, неведомо для какого случаю...» И только единственный монах Павел, в недавнем про­ шлом священник Кольского острога Воскресенской церк­ ви поп Петр Холмогор, который «житие в монашестве ныне проходит доброе», обнадежил владыку Афанасия. Его Высокопреосвященство приказал быть Строителем Печен­ гского монастыря монаху Павлу, а в казначеи приискать монаха доброжительного из другого монастыря и сделать точный учет в приходе и расходе. «Чернецов же, которые в том монастыре живут пьянственно и зазорно и к свойствен­ ным их людям в Колский острог для пьянства ходят и мо­ настырскому иждивению чинят похищенье, тех чернецов смирить их Строителю и сыну боярскому, при братии, плетьми без пощады, чтоб так делать им и иным впредь не повадно было». Казалось бы, появилась надежда, что Вла­ дыка властной рукой положит предел разложению братии, восстановит попранные монастырские устои... Но, увы, строитель Павел недолго «житие в монаше­ стве проходил доброе». Как мы помним еще из печаль­ ной истории этого монастыря со времен Феодорита Коль­ ского: «Не терпит древний супостат человеческого рода, очами завистными зряще благочестие возрастаемо»1 1Курбский. С. 333. 265

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz