Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Монах Исайя, лет он совершенно престарел, а чело век он упивчивый... Иеромонах Геронтий, постригся по нужде от начет ного на него, а в миру он жил житие пьянственное, а ныне лежит ногами вельми скорбен... Монах Иринарх, преж сего жил в Кандалажском мо настыре и учинил от пожару разорение, ныне житие жи вет ропотное, и из монастыря в мирские домы ходит по часту, неведомо для какого случаю...» И только единственный монах Павел, в недавнем про шлом священник Кольского острога Воскресенской церк ви поп Петр Холмогор, который «житие в монашестве ныне проходит доброе», обнадежил владыку Афанасия. Его Высокопреосвященство приказал быть Строителем Печен гского монастыря монаху Павлу, а в казначеи приискать монаха доброжительного из другого монастыря и сделать точный учет в приходе и расходе. «Чернецов же, которые в том монастыре живут пьянственно и зазорно и к свойствен ным их людям в Колский острог для пьянства ходят и мо настырскому иждивению чинят похищенье, тех чернецов смирить их Строителю и сыну боярскому, при братии, плетьми без пощады, чтоб так делать им и иным впредь не повадно было». Казалось бы, появилась надежда, что Вла дыка властной рукой положит предел разложению братии, восстановит попранные монастырские устои... Но, увы, строитель Павел недолго «житие в монаше стве проходил доброе». Как мы помним еще из печаль ной истории этого монастыря со времен Феодорита Коль ского: «Не терпит древний супостат человеческого рода, очами завистными зряще благочестие возрастаемо»1 1Курбский. С. 333. 265
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz