Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

воровство». Но «поп Симеон наговорил таких же воров из Печенгского монастыря старцов и служек, и как при­ ехал старец Селевкий, и он, Симеон, собрался со многи­ ми ворами и Селевкия много безчестили, а служку Левку Лазарева били и за ноги выволокли за мертвого и кину­ ли за монастырем». Вот такая беда и таков был дух Пе­ ченгского монастыря того времени. Патриарх Никон был вынужден просить помощи в на­ ведении порядка в монастыре непосредственно у царя: «Ми­ лостивый великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, пожалуй меня, богомольца своего, вели на тех воров дать свою государеву оборонь». Такая мера, по сло­ вам Патриарха, была обусловлена тем, что «в Колском, го­ сударь, остроге воеводы и стрельцы того Печенгского мона­ стыря за старцов вступаются, а приказным старцам и слу­ жебникам Крестного монастыря стеснение чинят, потому что к тем Печенгским старцам приезжают на кораблях нем­ цы и те старцы хотят твое государево богомолье видеть в пусте, монастырскую соль и рыбу на вино и водку меняют и с теми воеводами и стрельцами за одно пьют и бражничают и монастырь разорили и все пропили вместе » 1. Думается, что-то все же успел сделать этот выдающий­ ся российский святитель при своей колоссальной духов­ ной силе и неукротимой энергии. Но, увы, время его Пат­ риарших деяний оказалось слишком коротким. Таким патриархам уже не позволялось существовать рядом с Российским Самодержцем. Никону не позволили «выве­ сти Русь на путь дальнейшего воцерковления, углубить 1 Грамоты патриарха Никона / / Записки отделения Русской и Сла­ вянской Археологии Императорского русского Археологического общества. Т. 2. СПб., 1861. С. 651. 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz