Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

«БУЙНЫЕ ПЕЧЕНГСКИЕ МОНАХИ» Вот такими, казалось бы несовместимыми, словами справедливо характеризуется дух монастырской братии в XVII веке. Как ни прискорбно убеждаться, но все сказан­ ное выше о тяжелом неблагополучии в монастырской жизни в Коле и неумолимом нарастании этих разруши­ тельных процессов находит ясное подтверждение в исто­ рических документах того времени. Все дело в том, что те льготы, которые в свое время были определены монастырю для укрепления игуменс­ кой власти, теперь сослужили ему дурную службу. Если беспрекословное послушание братии игумену Гурию в XVI веке позволило ей удостоиться венцов небесных, то прогрессирующий упадок в духовной жизни, маловерие и «буйство» монахов XVII века привели как раз к утрате реальной игуменской власти в монастыре. В то же время сохраняющаяся неподсудность монастырской братии и всего монастырского люда кому бы то ни было со сторо­ ны мирских властей, а только лишь игумену («ведает их и судит игумен сам во всем или кому прикажет, а прав ли, виноват ли монастырский человек будет, он в правде и в вине игумену с братией»1) привела к приходу в мона­ стырь многочисленных «людей с прошлым». При этом большинство из них искали вовсе не спасения своей души, а удобного укрытия от властей да сытной и бражной жиз­ ни, что в полной мере предоставлял откормившийся на лопарских вотчинах и винно-водочной торговле Кольско- Печенгский монастырь. 1Записки отделения Русской и Славянской Археологии Императорс­ кого русского Археологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. 647. 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz