Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Житию, там, где записаны посмертные чудеса Преподоб­ ного. Это так называемое «чудо» было дописано уже пос­ ле завершения написания Жития и Канона старцем Сер­ гием Шелониным в 1657 году. Этим весьма показатель­ ным эпизодом из жизни монастыря в середине XVI века и завершается описание чудес. Надо сразу сказать, что попал он туда по явному «лукавству» и злому умыслу. И как насмешка над нами со стороны «духов нечистых» и их приспешников. Речь пойдет об отчаянной попытке игумена Кольско- Печенгского монастыря Иоанна (1654-1658 годы) восста­ новить попранные нормы монастырской жизни и добить­ ся дисциплины в обители. По Житию же это звучит так: «...игумен Иоанн, побежденный духом властолюбия, от­ правился в Москву за милостыней, к патриарху Никону». Все то, что поведал патриарху о ситуации в монас­ тыре игумен Иоанн, надо думать, произвело на Нико­ на тяжкое впечатление и побудило его к решительным действиям. Царским указом 1658 года Кольско-Печенг- ский монастырь был приписан к Крестному патриар­ шему монастырю, тому, что на Кий-острове на Белом море. Наместником Крестного монастыря назначался игумен Иоанн \ а строителем в Кольский монастырь патриарх направил из Крестного монастыря старца Исайю. В монастырской трактовке Жития события да­ лее развивались так: «Иоанн, приехав в Печенгскую обитель, забрал дорогую утварь и казну и частию отвез в Крестный монастырь, а частию взял себе. Этого мало. 1 «Он [Никон] послал на Кий-остров искусного в строительном деле иеромонаха и с ним боярского сына строить монастырь» (Архан­ гельские епархиальные ведомости. № 22. 1897. С. 743). 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz