Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

в русской агиографической литературе все более усили­ вается тенденция написания житий в соответствии с не­ ким, если можно так выразиться, «каноном», разработан­ ным монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием, прозванным современниками Премудрым. Написанные им Жития преподобных Сергия Радонежского и Стефа­ на Пермского являются выдающимися произведениями агиографической литературы. «Цветистая торжествен­ ность, высокопарность и риторичность, то, что сам Епи- фаний определяет как «плетение словес» \ несомненно, должны были производить сильное впечатление на совре­ менников и оказывать большое влияние на всех последу­ ющих авторов, бравшихся писать жития русских святых в XVI-XVII веках. «Вообще у наших писателей житий, - как справедли­ во замечает академик Голубинский Е. Е., - поставлялось главное достоинство их творений не в подробной и об­ стоятельной передаче сведений о святых, а в риторичес­ кой благоукрашенности речи, так или иначе достигаемом многословии и затейном краснословии»2. В агиографии того времени стала прогрессировать не­ кая сознательная отстраненность житий от фактическо­ го жизненного материала, когда важной становилась «не живая цельность характера, с его индивидуальными осо­ бенностями, а лишь та сторона его, которая подходит под известную норму, отражает на себе известный идеал»3. 1Гудзий Н. К Хрестоматия по древней русской литературе. М.. 1973. С. 188. 2 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1997. С. 262. 3 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 436. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz