Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Кольско-Печенгский монастырь окончательно утрачи­ вает христианские устои и нравственность. Все силы пола­ гаются на проведение в жизнь весьма мерзкой схемы обога­ щения, когда обманом и всяческими ухищрениями приоб­ ретаются новые лопарские угодья с целью их последующей сдачи в аренду тем же л о п а р ям В течение XVII века пьян­ ство, драки, воровство и иные гнусные пороки становятся отличительной чертой «буйных печенгских монахов»2. К началу XVIII века монастырь приходит в чрезвычайный упадок и окончательно упраздняется в 1764 году. Предвидим тяжкие размышления и печаль в сердце каждого христианина, что возникнут при ознакомлении со столь горестным рядом событий в истории наших мо­ настырей. Потому поспешим еще раз подчеркнуть, что мы здесь приводим лишь сухую схему, обнажая некий тайный механизм противодействия сил «князя бесовского» мона­ стырской жизни на Крайнем Севере. Эта схема сознатель­ но упрощена нами для наглядности. Она не включает в себя все то достойное и благодатное, что, несомненно, было в истории как наших монастырей, так и в жизни и подвигах многих достойных подвижников этих северных земель. МОНАСТЫРЬ И ПАТРИАРХ Ранее, в главе, посвященной ситуации на Печенге и неясностям вокруг мощей преподобного Трифона, мы упомянули интересный эпизод, взятый из приложения к 1Ефименко П. С. Юридические обычаи Лопарей, Корелов и Самоедов Архангельской губернии / / Записки Императорского Русского Геогра­ фического общества по отделению этнографии. Т. 8. СПб., 1878. С. 12. 2Козьмин Н. Распространение христианства среди лопарей / / Архан­ гельские епархиальные ведомости. № 6. 1900. С. 151. 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz