Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Кольско-Печенгский монастырь окончательно утрачи вает христианские устои и нравственность. Все силы пола гаются на проведение в жизнь весьма мерзкой схемы обога щения, когда обманом и всяческими ухищрениями приоб ретаются новые лопарские угодья с целью их последующей сдачи в аренду тем же л о п а р ям В течение XVII века пьян ство, драки, воровство и иные гнусные пороки становятся отличительной чертой «буйных печенгских монахов»2. К началу XVIII века монастырь приходит в чрезвычайный упадок и окончательно упраздняется в 1764 году. Предвидим тяжкие размышления и печаль в сердце каждого христианина, что возникнут при ознакомлении со столь горестным рядом событий в истории наших мо настырей. Потому поспешим еще раз подчеркнуть, что мы здесь приводим лишь сухую схему, обнажая некий тайный механизм противодействия сил «князя бесовского» мона стырской жизни на Крайнем Севере. Эта схема сознатель но упрощена нами для наглядности. Она не включает в себя все то достойное и благодатное, что, несомненно, было в истории как наших монастырей, так и в жизни и подвигах многих достойных подвижников этих северных земель. МОНАСТЫРЬ И ПАТРИАРХ Ранее, в главе, посвященной ситуации на Печенге и неясностям вокруг мощей преподобного Трифона, мы упомянули интересный эпизод, взятый из приложения к 1Ефименко П. С. Юридические обычаи Лопарей, Корелов и Самоедов Архангельской губернии / / Записки Императорского Русского Геогра фического общества по отделению этнографии. Т. 8. СПб., 1878. С. 12. 2Козьмин Н. Распространение христианства среди лопарей / / Архан гельские епархиальные ведомости. № 6. 1900. С. 151. 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz