Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
московское правительство по приказанию царя Феодора Алексеевича рассылает распоряжения по возобновлению миссионерской деятельности среди лопарей. Однако все эти указания совершенно не затрагивают Печенгский мо настырь, надо полагать, по причине полного морального несоответствия предстоящим задачам миссионерства и, мягко говоря, отсутствию «любви» к монастырю со сто роны лопарского племени. Надо сказать, что к концу XVII века побуждающим мо тивом для крещения становится уже не беззаветная еван гельская проповедь и образец святой жизни подвижника, а холодный расчет и материальное стимулирование. «Крес тящемуся лопарю давать Великого государя жалование по два рубли человеку и льготы в службе и в тягле на два года, а которым нарочитым давать и по три рубли... и впредь его Великого государя жалованием их велено обнадеживать»'. Вот такие печальные перемены произошли в отноше нии к христианству со стороны коренного населения Лап ландии во многом благодаря ранее упомянутым «деяни ям» Печенгского монастыря. «Если задать себе вопрос, принес ли Печенгский монастырь пользу лопарям, то придется ответить на это, к сожалению, отрицательно. Он содействовал их обеднению, своим обращением ожесто чал их, примером жизни братии действовал развращаю щим образом на молодую паству, он оставил их коснеть в невежестве в продолжение долгих лет, не заботясь о про свещении их христианской верой»2. 1Чтения в Обществе истории и древностей Российских / / Смесь. СПб., 1887. Кн. 1. С. 152. 2Харузин. С. 47. 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz