Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

московское правительство по приказанию царя Феодора Алексеевича рассылает распоряжения по возобновлению миссионерской деятельности среди лопарей. Однако все эти указания совершенно не затрагивают Печенгский мо­ настырь, надо полагать, по причине полного морального несоответствия предстоящим задачам миссионерства и, мягко говоря, отсутствию «любви» к монастырю со сто­ роны лопарского племени. Надо сказать, что к концу XVII века побуждающим мо­ тивом для крещения становится уже не беззаветная еван­ гельская проповедь и образец святой жизни подвижника, а холодный расчет и материальное стимулирование. «Крес­ тящемуся лопарю давать Великого государя жалование по два рубли человеку и льготы в службе и в тягле на два года, а которым нарочитым давать и по три рубли... и впредь его Великого государя жалованием их велено обнадеживать»'. Вот такие печальные перемены произошли в отноше­ нии к христианству со стороны коренного населения Лап­ ландии во многом благодаря ранее упомянутым «деяни­ ям» Печенгского монастыря. «Если задать себе вопрос, принес ли Печенгский монастырь пользу лопарям, то придется ответить на это, к сожалению, отрицательно. Он содействовал их обеднению, своим обращением ожесто­ чал их, примером жизни братии действовал развращаю­ щим образом на молодую паству, он оставил их коснеть в невежестве в продолжение долгих лет, не заботясь о про­ свещении их христианской верой»2. 1Чтения в Обществе истории и древностей Российских / / Смесь. СПб., 1887. Кн. 1. С. 152. 2Харузин. С. 47. 253

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz