Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
непрерывно, а льготы и права расширяются просто не виданно: «милостыни монастырю давать на хлеб, на рожь, на овес, и на горох, и на воск, и на фимиам, и на мед, и на масло, и на крупы, и на конопляное семя, все го с году на год по 50 рублей»1. Подтверждена полная неподсудность монастыря и принадлежащих ему крес тьян, дарован беспошлинный проезд по России, расши рено освобождение от податей и повинностей в пользу государства и т.п. Надо думать, при таких условиях «по ложение монастыря в материальном отношении было прекрасным»2. В духовном же плане, и это совершенно очевидно, монастырь был тяжело болен. С окончанием «смутных времен», в 1619 году царь Михаил Федорович Романов своей грамотой в полной мере подтвердил и закрепил льготы и права монастыря. Но, увы, духовное неблагополучие, что давно уж пора зило монастырь, продолжало неуклонно прогрессировать. Полное забвение заповедей преподобного Трифона неумо лимо влекло обитель в «мерзость запустения». Факты этой трагедии, что донесли до нас документы истории, вызыва ют в душе скорбь и горькие сожаления. Сразу после пере селения своего в Колу монастырская хозяйственная поли тика была направлена на изыскание различных способов отторжения земель, принадлежащих лопарям. Этот про цесс особенно активизировался в первой половине XVII столетия. «В краткий срок времени, с 1620 по 1646 годы, новый, или, как он назывался теперь, Кольско-Печенгский (или Колоспеченгский), монастырь приобрел очень мно го угодий от лопарей. В своем стремлении к увеличению 1Из грамоты царя Василия Шуйского 1607 г. Цит. по: Корольков. С. 31. 2Корольков. С. 31. 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz