Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
уцелели на печенгском пепелище1, и, конечно же, самое первое, что было срочно построено уже к 1591 году, так это торговый «двор для приходу немецких людей в Коль ском остроге»2. Тут же находились и строения бывшего Кольского подворья монастыря: «...6 келей, да хлебня, да поварня, да три амбара, да погреб с напогребницею, да клеть соляная, и за двором амбар монастырский, да за острогом амбар с приделом, да погреб монастырский...»3 И в самой Печенге монастырь довольно скоро обстро ился вновь. Необходимо было неустанно контролировать обширные монастырские владения, своевременно соби рая положенные подати и оброки со всех, кто там жил и трудился. Были построены два дома на «15 мест келей ных», в них жили «монахи Печенгского монастыря, пе ременяясь по годам, приезжая из монастыря, да два ам бара, да поварня, да двор коровный, да хлев, да баня». А где же церковь для лопарского племени, крещенного от цом нашим Трифоном? Увы, о церкви и речи не идет. Правда, справедливости ради надо отметить, что при брат ской могиле 95 мучеников была поставлена часовенка, равно как и у реки Маны над мощами преподобного Три фона и убиенных Ионы и Германа. Начиная с Жалованной грамоты царя Феодора Иоан новича 1591 года4 владения монастыря увеличиваются 1 «...У Благовещения Пречистые Богородицы, в церкви образа, кни ги и ризы и всякое церковное строение и на колокольнице колоко ла монастырское строение» (Харузин. Приложение № 2. Писцовая книга Алая Михалкова «Кольский острог», № 208. С. 433). 2Там же. С. 433. 3Там же. С. 433. 4 Разбор тяжбы между лопарями и печенгскими старцами. Грамота царя Петра I от 1697 г. Цит. по: Харузин. Приложение № 1. С. 395. 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz