Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Православный христианин всегда живет, искренне веря в то, что монашеское житие есть житие равноангель­ ское и что в монастырях служат Богу, а не маммоне. По­ тому известное предание о разорении монастыря, описы­ вая избиение иноков, спешит утешить читателя: «Пере­ бив всех, разбойники бросились искать добычу, но нашли очень мало, так как монахи вели скромную богобоязнен­ ную жизнь, о накоплении благ земных не заботились...»1 И иные исследователи, руководствуясь мудрыми слова­ ми Пушкина о том, что Тьмы низких истин на.м дороже, Нас возвышающий обман, вполне искренне убеждают своих читателей в крайней скудости Печенгской обители: «Бедность монастыря была такова, что и через сто лет после основания иноки писа­ ли, что питаются-де они нашим царским жалованием, милостынею...»2, или же - «разбойники мало чем пополь­ зовались, так как обитель была очень бедна»3. Как бы возрадовались светлые души преподобных Трифона и Феодорита, будь все сказанное истинной прав­ дой. Но, увы, разбойники хорошо знали, какая модель мо­ настырского устройства избрана на Руси и какие непомер­ ные богатства в связи с этим стяжала в стенах монастыря печенгская братия. Это видно, например, из донесения кольского подьячего Ивана Махонина: «Старцев, слуг, 1 Корольков. С. 26. J Огородников Е. Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа. СПб., 1869. С. 53. 3 Гешин Е. В. Трифоно-Печенгский монастырь / / Русская мысль. М.- СПб., 1913. С. 60. 248

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz