Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

ченгскими монахами, поморами и лопарским народом в лике преподобного, совершенно очевидно, «началось вскоре после кончины великого старца» Во всяком слу­ чае, в бесценной рукописи «Описание о Российских Свя­ тых», составленной неизвестным подвижником в конце XVI - начале XVII веков, начальник Троицкого монасты­ ря Трифон уже записан как преподобный. Когда же в XVII веке встал вопрос об общецерковном почитании этого северного подвижника, то описание его жизни, « писанное самовидцами », сохранившееся в « малых книжицах и писаниях кратких», надо полагать, оказалось не вполне соответствующим тому постепенно узаконен­ ному стереотипу, согласно которому святой подвижник должен быть «от юности изряден постник, кроток, милос­ тив», с детских лет пребывая либо в церкви, либо в лесу в непрестанной молитве. Действительно, многие великие русские святые имен­ но так и начинали свое восхождение на вершины право­ славной святости. Идеальным примером такого промыс­ ла Божьего о спасении человека является жизненный путь друга и учителя преподобного Трифона - преподобного Феодорита Кольского2. Но при этом необходимо подчеркнуть, что и покаяв­ шийся грешник не лишается права достичь вершин Пра­ вославной Святости. Однако начиная с XV-XVI веков 1 «Судя по тому, что Преподобный рано прославлен как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины» (Е. Голубинский. История ка­ нонизации святых в Русской Церкви (Репринт.). М., 1998. С. 156). 2 См.об этом: Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодо- рит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz