Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
наконец вернуться «в разоренную святую обитель » и «об убиенных горек плач сотворили и оставшиеся плоти рассе ченным, и сгоревшим части собрали и погребли честно». Свя тые же останки преподобного Трифона и двух его верных «сослужебников» из Успенской пустыни, надо понимать, были единственными относительно цельно сохранивши мися в отличие от рассеченных и сожженных тел осталь ной братии. Их-то и было решено захоронить в укромном месте, у погоста Печенска Зимняя, под присмотром мест ных лопарей, поскольку на месте монастыря теперь никто не оставался - жить было негде, да и страшно ‘.И о новом месте захоронения решено было пока молчать. Уже начи налась полномасштабная война со Швецией, Весайнен же сумел посеять в душах панический страх перед возможным новым надругательством над останками преподобных2при новых нападениях, и особенно со стороны моря. Возможно, именно таким образом мощи преподоб ного Трифона Печенгского, преподобномучеников Ионы Печенгского и Германа Печенгского нашли свое упокое ние «на Печенге реке на усть реки Маны, где место пер воначальное Печенского монастыря, да место церковное Живоначальной Троицы»3. 1Монахи частично вернулись сюда, на Печенгу, лишь в 1596 году. «Оставшиеся плоти рассеченныя, и сгоревшие части», захоронен ные в братской могиле, из страха перед осквернением накрыли тя желыми гранитными плитами. Одна из них была извлечена в де кабре 1890 года «при копании ям для каменных устоев часовни над могилой 116 мучеников» (Корольков. С. 44). Сейчас на месте этой часовни алтарь монастырской церкви. Упомянутая плита ныне ле жит у церковной стены. Писцовая книга Алая Михалкова 1608 г. Цит. по: Харузин. С. 432-433. 243
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz