Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

наконец вернуться «в разоренную святую обитель » и «об убиенных горек плач сотворили и оставшиеся плоти рассе­ ченным, и сгоревшим части собрали и погребли честно». Свя­ тые же останки преподобного Трифона и двух его верных «сослужебников» из Успенской пустыни, надо понимать, были единственными относительно цельно сохранивши­ мися в отличие от рассеченных и сожженных тел осталь­ ной братии. Их-то и было решено захоронить в укромном месте, у погоста Печенска Зимняя, под присмотром мест­ ных лопарей, поскольку на месте монастыря теперь никто не оставался - жить было негде, да и страшно ‘.И о новом месте захоронения решено было пока молчать. Уже начи­ налась полномасштабная война со Швецией, Весайнен же сумел посеять в душах панический страх перед возможным новым надругательством над останками преподобных2при новых нападениях, и особенно со стороны моря. Возможно, именно таким образом мощи преподоб­ ного Трифона Печенгского, преподобномучеников Ионы Печенгского и Германа Печенгского нашли свое упокое­ ние «на Печенге реке на усть реки Маны, где место пер­ воначальное Печенского монастыря, да место церковное Живоначальной Троицы»3. 1Монахи частично вернулись сюда, на Печенгу, лишь в 1596 году. «Оставшиеся плоти рассеченныя, и сгоревшие части», захоронен­ ные в братской могиле, из страха перед осквернением накрыли тя­ желыми гранитными плитами. Одна из них была извлечена в де­ кабре 1890 года «при копании ям для каменных устоев часовни над могилой 116 мучеников» (Корольков. С. 44). Сейчас на месте этой часовни алтарь монастырской церкви. Упомянутая плита ныне ле­ жит у церковной стены. Писцовая книга Алая Михалкова 1608 г. Цит. по: Харузин. С. 432-433. 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz