Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Надо сказать, что позже и русский царский сборщик податей Алай Михалков также проявляет профессиональ­ ную дотошность и подтверждает эту цифру в своей пис­ цовой книге: «И в 98-м году те монастыри и в них церк- вы... сожгли свейские немцы и игумена с братиею, да слуг монастырских 95 человек побили» \ «Отсутствовало пять монахов, бывших в далеком пути по делам обители...»2 «Во отшествии же в службах иноки молитвами Преподоб­ ного ecu спасшеся». Монастырское же предание настойчиво говорит о 116 мучениках: 51 монахе и 65 послушниках вместе со «слу­ жебниками работными ». Поэтому, скорее всего, цифра 116 свидетельствует о том, что вместе с останками 95 человек непосредственно «монастырских» были захоронены и во­ обще все «избитые финнами». Это и паломники, в то вре­ мя оказавшиеся в монастыре, имена которых могли и не знать, равно как и прочие «убиенные» в иных местах по ходу движения отряда. Все это вполне вероятно, особенно учитывая зимнее время событий, поскольку проще доста­ вить все замерзшие тела к одной могиле, вырубленной в промерзшей земле, чем копать много могил. Также и в смысле отпевания останков всех убиенных. Как известно, 22 декабря Весайнен испытал серьез­ ное поражение под Кольским острогом «и немцы Туло- мою рекою в землю свою побежали»3. Оставшаяся в жи­ вых братия, «бывшая во отшествии в службах», смогла 1Харузин. Приложение № 2. С. 432. 2 Печенгский монастырь. Предание добавление архивными данны­ ми. СПб., 1893. С. 24. Прим. 3 Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки / / Летописи и хро­ ники. М., 1981. С. 241. 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz