Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

После положенного прощания и отпева тела мучеников, до окончательного прояснения ситуации и в связи с возмож­ ностью нового нападения, видимо, уложили в соответству­ ющем, благочестивом месте. Надо сказать, что и вообще на Руси в то время существовал обычай не производить захо­ ронение покойников, умерших в морозное, зимнее время, а укладывать их до весны в особом холодном помещении 1. Что касается останков преподобного Трифона, то по причине незначительного времени, прошедшего с мо­ мента кончины, христианская традиция не позволяла расценивать произошедшее как вынужденное обретение мощей, и они нуждались в новом захоронении. Скорее всего, уложенные в новый гроб, мощи Преподобного были размещены до времени там же, где и останки его верных учеников. Разразившиеся через несколько дней завершающие события этой драмы кроме полного уничтожения мона­ стыря и его братии неизбежно каким-то образом долж­ ны были коснуться и судьбы этих пребывавших на тер­ ритории монастыря святых останков. Каким именно об­ разом, нам это неведомо. Что-то можно будет сказать, лишь когда будет явлена воля Божья на обретение мо­ щей этих святых угодников. Мы знаем одно - кровавое пиршество, пожары и «гуляние бесовское» продолжа­ лось на святом месте в течение 10 дней. 1«В зимнее время они [русские] не хоронят покойников, а ставят их в доме, выстроенном за городом, который называют божедом, до наступления весны» (Флетчер Джильс. О государстве Россий­ ском / / Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003. С. 137. 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz