Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Именно здесь яснее всего видны те горькие утраты в «западной» вере, здесь проходит то вселенское разделе­ ние духа, тот рубеж Правой Веры перед лицом нарастаю­ щей мировой апостасии. Последствия этого протестантского влияния на пра­ вославную веру в XVI веке не преодолены и поныне. Так и не был официально канонизирован великий северный подвижник преподобный Варлаам Керетский. Православ­ ный люд всего северного поморья России в течение трех столетий обращался к нему в бедах и напастях, как к ве­ ликому заступнику на море, почитая наравне с Николаем Чудотворцем. Все берега северных морей были уставле­ ны обетными крестами, многие из которых сооружались в память о чудесных заступничествах преподобного Вар- лаама за попавших в беду поморах. Но прославлять чу­ дотворца не спешили, соблазняясь тяжким грехом его юности. И только лишь в 1903 году, явно по промыслу Божьему, он оказался вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в календарях свой День памяти*. Преподобный отец наш Трифон имел более благопо­ лучную судьбу в прославлении. Слава его как основателя знаменитого Свято-Троицкого монастыря на Печенге была столь же велика, как и державное значение этой обители - «форпоста и оплота российской государствен­ ности на Крайнем Севере». Местное почитание его пе- ' Аналогичная ситуация сложилась с преподобным Нилом Сорским. «Мы вообще не знаем, когда именно произошла его местная кано­ низация - в конце XVIII или в XIX веке. Она совершилась непримет­ но, в силу возросшего его почитания в новое время и санкциониро­ вана Синодом в «Верном месяцеслове» 1903 года» (Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Т. 8. М., 2000. С. 152). 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz