Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
В этой связи важную подробность сообщает нам оче видец монастырской жизни тех лет английский капитан Уильям Барроу: «Печенга - где живут монахи русского за кона, причем настоятель, или глава (abbot) этого монасты ря назначается всегда московским духовенством»1. «Мос ковским духовенством» - это другими словами митропо литом Московским, а в дальнейшем Патриархом. Эта запись в дневнике капитана, сделанная в 1557 году, являет ся важным свидетельством того, что в 1557 году в монас тыре уже был настоятель (abbot), назначенный в Москве. Кроме того, это указание англичанина на подчинен ность монастыря Москве, а не новгородскому владыке, возможно, свидетельствует о том, что вместе с Жалован ной царской грамотой в 1556 году монастырь получил так же и ставропигиальность2, которой до этого на севере Руси обладал лишь Соловецкий монастырь. Следовательно, широко известный перечень семи древних ставропигиаль- ных монастырей3 может быть и расширен. Но это лишь гипотеза и вопрос требует дальнейших исследований. Что же касается настоятелей северных монастырей, то с ними всегда была серьезная проблема. Относительно на стоятелей Печенгского монастыря мы вообще пребываем в полном неведении - никаких других имен, кроме игумена 1Английские путешественники в Московском государстве в XVII веке / Перев. Готье Ю. В. JL, 1938. С. 92. 2Ставропигиальные монастыри - монастыри, находящиеся в непос редственном управлении Патриарха и пользующиеся многими осо быми правами с давних времен. 3«Соловецкий, Новоспасский, Воскресенский («Новый Иерусалим»), Симонов, Донской, Спасояковлевский и Заиконоспасский» (Хрис тианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 625). 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz