Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Разгадка противоречия между настойчивым указани­ ем Жития о том, что трагедия разразилась в «праздник Рождества Христова», и сообщением летописи о том, что отряд уже был в Коле «за два дня до Рождества Христо­ ва», скорее всего, состоит в следующем. На эти страш­ ные дни декабря в XVI веке выпадало «западное» Рожде­ ство Христово, и, думается, именно это «Рождество» и упомянуто в Житии. Вот такое кровавое пиршество учинили в Печенге на свой главный праздник в декабре 1589 года финские лю­ теране из Остерботнии. Такая важная деталь коварства и безбожия не могла не сохраниться в памяти народной, и в дальнейшем справедливо оказалась в Житии, хотя и без необходимой оговорки. Кроме того, что важно для наших рассуждений, в XVI веке «западное» Рождество, выпадая на 15 декабря, совпало и с днем памяти преподобного Трифона Печенг­ ского Чудотворца. В 350-ю годовщину этого события, 15/28 декабря 1940 года, другой настоятель Трифоно-Печенгского мо­ настыря - иеромонах Паисий (Рябов) будет убиен бого­ борческой властью. ВЕНЦЫ НЕБЕСНЫЕ Перенесемся в обитель преподобного Трифона более чем на 400 лет назад. Побываем за монастырской огра­ дой в канун того страшного дня - 9 декабря 1589 года. Монастырь переживал скорбные дни. Филиппов пост в этом году ознаменовался трагедией. Прошла не­ деля, как случилось страшное злодеяние в Успенской пустыни. Но ответ на вопрос, зачем понадобилось совер- шать это святотатство, так и не был найден. Никаких 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz