Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Видимо, воодушевленный успехом своих злодеяний на Печенге, Весайнен, как известно, направил свой от ряд к Кольскому острогу. «И из Печенги пришли в Колу волость под Кольской острог того же месяца декабря за два дня до Рождества Христова»1. Другими словами, не могло быть разбойников на Рождество в монастыре. Тот же летописец сообщает: «...игумена Гурия, и братию, и слуг побили, и казну монастырскую взяли, и стояли в Печенге 10 дней». Таким образом, будет несложно подсчитать. Финны пришли к Кольскому острогу «за два дня до Рождества», то есть 22 декабря. Дорога из Печенги «ближайшим зим ним путем рассчитывалась тогда на 185 верст»2. С грузом награбленного и заходом для разорения Мотовского ло парского погоста в губе Западная Лица она заняла не ме нее трех-четырех дней. Значит, вышли из Печенги при мерно 18-19 декабря. «Летописец» указывает, что «стояли в Печенге 10 дней», следовательно, ворвались в монастыр ское укрепление 9 декабря. Эта дата, видимо, и есть день памяти «игумена Гурия с братией Печенгского монасты ря убиенных». День памяти священномученика Ионы и преподоб- номученика Германа Печенгских 2 декабря, на семь дней раньше. Об этом известно из Жития - после разорения Успенской пустыни разбойники затаились и «на обитель Преподобного целыя седмь дней ратию дерзнути не смели ». «Дерзнули» напасть 9 декабря. 1 Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки / / Летописи и хро ники. М., 1981. С. 241. 2 Огородников Е. Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа. СПб., 1869. С. 55. 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz