Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Пока что вслед за автором Жития ограничимся и мы тем единственным объяснением тому горестному факту, почему «эти еретики, безвестно (неведомо, непонятно. - Авт.) впадше во ограду », смогли так внезапно и безнака­ занно « вне церкви во службах сущих иноков и мирских всех закласть мечом». Объяснение сему одно - «благоволение судеб Господних неисследомых». О ДНЕ ПАМЯТИ «Божиим попущением, грех ради человеческих Святыя Троицы и праведного обитель от немец разорена и сожже­ на бысть до основания». Чтобы в полной мере понять всю промыслительность разразившейся в Печенгском мона­ стыре трагедии, нам необходимо выяснить, в какие имен­ но декабрьские дни того скорбного года было явлено это тяжкое «Божье попущение». Мы имеем ясное свидетельство Соловецкого летопис­ ца о дате появления отряда «финских немец»: «..декабря ме­ сяца... 2 день. Божьим изволением, грех ради наших, прихо­ дили немецкие люди в Печенгский монастырь войною...»1 При этом автор Жития Трифона утверждает, что ра­ зорение монастыря произошло «в самый праздник Рожде­ ства Христова». Рождество Христово Русская Православная Церковь испокон веку празднует 25 декабря, придерживаясь старого стиля. Европейские христиане, принявшие в 1582 году Гри­ горианский календарь, отмечают Рождество раньше. В том, 1589 году, «их» Рождество отмечалось 15декабря (по ст. ст.)2. 1Летописи и хроники / / Соловецкий летописец конца XVI века. М., 1980. С. 241. 1 См.: Мельников В. Г. О старом и новом стиле. Новосибирск, 1993. С. 24. 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz