Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Пока что вслед за автором Жития ограничимся и мы тем единственным объяснением тому горестному факту, почему «эти еретики, безвестно (неведомо, непонятно. - Авт.) впадше во ограду », смогли так внезапно и безнака занно « вне церкви во службах сущих иноков и мирских всех закласть мечом». Объяснение сему одно - «благоволение судеб Господних неисследомых». О ДНЕ ПАМЯТИ «Божиим попущением, грех ради человеческих Святыя Троицы и праведного обитель от немец разорена и сожже на бысть до основания». Чтобы в полной мере понять всю промыслительность разразившейся в Печенгском мона стыре трагедии, нам необходимо выяснить, в какие имен но декабрьские дни того скорбного года было явлено это тяжкое «Божье попущение». Мы имеем ясное свидетельство Соловецкого летопис ца о дате появления отряда «финских немец»: «..декабря ме сяца... 2 день. Божьим изволением, грех ради наших, прихо дили немецкие люди в Печенгский монастырь войною...»1 При этом автор Жития Трифона утверждает, что ра зорение монастыря произошло «в самый праздник Рожде ства Христова». Рождество Христово Русская Православная Церковь испокон веку празднует 25 декабря, придерживаясь старого стиля. Европейские христиане, принявшие в 1582 году Гри горианский календарь, отмечают Рождество раньше. В том, 1589 году, «их» Рождество отмечалось 15декабря (по ст. ст.)2. 1Летописи и хроники / / Соловецкий летописец конца XVI века. М., 1980. С. 241. 1 См.: Мельников В. Г. О старом и новом стиле. Новосибирск, 1993. С. 24. 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz