Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

страны немцев », немедленно оповестит и погосты, и мо­ настырь. О том, как невероятно быстро передвигаются на лыжах лопари, что даже легко догоняют волков, всем хорошо известно. В одном старинном предании пазрецких лопарей, запи­ санном в XIX веке протоиереем К. Щеколдиным, говорит­ ся, что некий лопарь Иов заметил этот отряд «финских не­ мец», видимо, в районе Инаре - Паз. Заподозрив неладное, лопарь решил сообщить об этом в монастырь. При нем была слепая сестра, так он с ней и поехал на оленях в Печенгу. Внезапно поднялась очень сильная буря, олени испугались иотказались идти. Он отморозил руку и потерял лыжу. Пока Иов сооружал куваксу (шалаш), чтобы было где оставить сестру, и изготовлял новую лыжу, прошло много времени. Разбойный отряд по морю успел прийти в Печенгскую губу к Успенской пустыни раньше. МОНАСТЫРСКИЕ СТЕНЫ От монастырского поселка Викид, что у Трифонова ру­ чья, до северных стен монастыря расстояние около пяти километров \ Этот поселок, видимо, планировался как но­ вое главное место монастырской жизни и центр его «дело­ вой активности». Широчайшие торговые операции с рус­ скими и иноземными купцами требовали создания всей инфраструктуры торгового порта, а достаточно глубокий 1Древний Печенгский монастырь располагался значительно север­ нее нынешней территории монастыря. Это место - так называемое Трифоново поле. Северная граница укреплений - река Княжуха. На месте главной древней монастырской церкви - преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, скорее всего, ныне находится зда­ ние церкви святого апостола Андрея Первозванного. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz