Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Декабрь на Крайнем Севере самый тяжкий месяц по климатическим условиям - это пик полярной ночи. Днев ной свет едва забрезжит к полудню на час, да и вновь опус кается мрак. Известное лопарское предание так повеству ет о зиме того скорбного года: «Дело было под Рождество; солнце ушло в этом году как-то особенно рано, и тьме неба помогал воздух. Мгла все время висела над землею, и туман был так густ, что в пяти шагах не видно было огня, горящего в лопарской тупе. Злой дух гулял по поки нутому Божьим светом краю...»1 К декабрю в монастыре завершились все сезонные работы, громадная масса трудников, приходивших на за работки, разъезжалась на зимовку, лопари уходили от моря к югу, на свои погосты, вслед за оленьими стадами. Тот же минимум людей - монахов, послушников и вклад чиков, которые остались в монастыре, постом и молит вой готовился к празднику Рождества Христова. 30 ноября/13 декабря, на день апостола Андрея Пер возванного, враг вышел на исходный рубеж - погост на озере Инаре (Inari-jarvi). МАРШРУТ Замысел Весайнена состоял в том, чтобы не встрево жить русских своим передвижением. Маршрут движения его отряда проходил вроде бы совсем в стороне, никому не угрожая, вдоль некоей условной границы владений, уста новленной еще в 1573 году послами Иоанна Грозного2. От своей крепости Оулу, что на берегу Ботнического залива, 1Корольков. С. 24. 2Филиппов. С. 303. 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz