Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
кого просветителя» - Вольтера, размышлял и о том поло жительном, что дала Церковной Истории его беспощад ная, высмеивающая веру критика: «Она смыла с памяти Церковной всю сусальную позолоту, но открыла такую под линную красоту, такую правду о мучениках, которая не нуж дается уже ни в каких украшениях и узорах»1. Но, увы, эти самые «украшения и узоры» время от времени опять начинали покрывать жизнеописания того или иного подвижника, лишая их силы правдивого при мера и отнимая веру в реальность пути спасения для со временного человека. Особенно эта тенденция написания житий по некое му единому образцу усилилась с XVI-XVII веков. Объяс нялось это во многом настойчивым влиянием новых ре лигиозных веяний с Запада, от тех самых «тамо близких стран, от Люторския и Калвинския ереси», с духовной экс пансией которых на Русском Севере как раз и боролись Трифон Печенгский и его монастырь. Отрава кальвиниз ма проникла в умы еретическим догматом «о божествен ном предопределении». Усилиями ересиархов западной реформации милосердный и любящий христианский Бог превращался в неумолимого Судью с непостижимой для людей логикой Своего промысла о каждом человеке. Для протестанта покаяние грешника вовсе не определяет его прощения и воссоединения с Богом. Людские судьбы раз и навсегда предопределены. Одни избраны ко спасению, другие к осуждению, и никто ничего изменить не может. 1Протоиерей А. Шмеман. Исторический путь Православия. М., 1991. С. 256. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz